Страница 1 из 1

Game Addiction: The Real Story

Добавлено: Чт, 16.04.2009 08:15
vect0r
Game Addiction: The Real Story (взято здесь:http://games.oper.ru/news/read.php?t=1051604232)

Жили-были прадеды, деды и отцы. Как наши, так и не наши. Прадеды, деды и отцы жили не просто так. Они строили светлое будущее. Светлое будущее в нашем и буржуинском понимании отличалось существенными деталями — доминирующей политической системой, организацией быта и предпочтений граждан. Но суть проекта "Светлое Будущее" была с обеих сторон железного занавеса приблизительно одинаковой — при нём среднестатистический человек обут, одет, накормлен, чем-то занят и обитает в неплохом жилище. Ну и — вот. Свершилось. Добро пожаловать в рай. Воплощены казавшиеся некогда безумными мечты предков — не надо больше горбатиться в полях от зари до зари, пытаясь обеспечить себя жратвой на зиму, не надо вымирать городами от смертоносных эпидемий, не надо резать друг друга железными заточками в битвах за еду, пастбища и охотничьи угодья. Будучи в современном городе очень-очень средним тружеником, заработать на кусок хлеба и ржавую крышу над головой можно не напрягаясь. Пусть хлеб будет без икры, а крыша будет не своя — с голоду не помрёшь однозначно. Это — рай. Такого расслабона человечество не испытывало за все долгие века своей истории. За рамками т.н. золотого миллиарда ситуация не настолько сусально-карамельная, но проблема, описанная в статье — скорее удел США, чем Зимбабве, поэтому речь про богатых. Мы в государстве Россия тоже, кстати, не беднячки — деньги качаем прямо из дырок в земле, на игрушки хватает.

Рождённые внутри райских кущ детишки, разумеется, ни за что не боролись. Не покоряли целину, не стояли у домн и конвееров, не воевали, не изобретали, не вдохновляли, не руководили. Плодами прогресса современный киндер пользуется просто потому, что соизволил родиться — его лечат, учат и кормят фактически насильно. А кроме того, ещё и принудительно оберегают от бед. Хочет пациент детсада пробить однополчанину в будку — только замахнулся, а уже растаскивают. Хочет школяр забраться на дерево — тут же со всех сторон вопли: снимите ребёнка, он же убьётся, бедненький!!! Исчезают пустыри, трущобы и дровяные сараи, где активно кучковалась дворовая молодёжь — теперь из окон ребёнок видит либо супермаркет, либо автостоянку, либо забор. Предполагается, что кроме учёбы киндер должен заниматься в основном учёбой — школа, спортивная секция, репетитор по аглицкому, кружок игры на фортепьяне. Общаться со сверстниками надо либо на переменах, либо в рамках репетиций школьного театра. Терять время в бессмысленных забегах по подворотням категорически нельзя, ибо жизнь уже распланирована до самой пенсии (по меньшей мере — лет на десять вперёд), поэтому если будешь сидеть с портвейном по гаражам и подвалам — не впишешься. Примечательно, кстати, что план жизни составлен вовсе не самим ребёнком или подростком. Составлен он взрослыми, и очень редко вызывает у чада припадки восторга. Чаду хочется, как правило, не "делать карьеру", не "приносить обществу пользу", и даже не "руководить успешным бизнесом". Чаду хочется значимой роли в судьбе мира — кого-то победить, кого-то освободить, кого-то заслуженно унизить, Рассказать Всем Правду, стать героем. Имеются ли возможности для этого в реальном мире, где всё давно попилено, поделено, упорядочено и приведено к рациональному знаменателю? "Есть мирная передовая, беда, и опасность, и риск" — замечательная строчка из отличной песни, но многим хочется чего-то более вооружённого. При этом жить в казарме и мести плац мечтает не каждый, поэтому визит в военкомат — не выход. А вот Gears of War — вполне.

Кроме героизма, чаду хочется сугубо биологического — безумных плясок, драк район на район и индивидуально, погонь за визжащими девками, и всех остальных форм подростковой активности из разряда "рехнувшийся бабуин". Это для подростка более чем нормально. При этом, однако, вовсе не каждый подросток обладает должной ловкостью, навыками и средствами для ураганных отжигов по ночным клубам, безумного стритрейсинга, паркура или пэйнтбола. Гораздо чаще у подростка нет для подобных развлечений ни физических данных, ни тугого кошелька, ни друзей. Зато у него практически наверняка есть консоль и телек, с помощью которых можно без особых напрягов стать именно тем, кем хочется — мега-гонщиком, ловким гопником, танцором бешеного разряда, скейтером, и вообще кем угодно. Не надо полжизни изнурять себя, чтобы когда-нибудь выйти на пенсию школьным тренером по физкультуре. Игра даёт подростку возможность почувствовать себя ловким, сильным и умелым не отходя от кассы, прямо сейчас. Для многих эта возможность — единственная в жизни.

Деды и отцы интенсивно меняли реальный мир в более удобную, комфортную для человека сторону — и вот цель достигнута, живём в теплице. Есть ли в теплице плацдарм для выстраивания иерархических пирамид типа "обезьянья стая"? Как проявить себя молодому человеку, остро жаждущему сугубо самцовых методов самоутверждения (что для подростка вполне естественно)? Никак. Современное общество не одобряет культ силы, в нём запрещён самосуд над конкурентами, нет кавалерийских атак и дуэлей на шашках (разве что на стоклеточных). Тот, кто не зачислен в армейское подразделение, спортклуб или ОПГ, и к тому же не обладает богатырским телосложением, имеет шанс поиграть мускулатурой ровно одним способом — включив комп или консоль. Если тинейджер мечтает, к примеру, резать людей саблями или валить их пачками из автомата, ему тоже гораздо проще прильнуть к игре, чем воплощать нечто подобное в реальной жизни. Игры — способ абсорбции избыточной подростковой агрессивности. Благодаря играм на вечерних улицах гораздо тише, чем могло бы быть — малолетние упыри не жгут гаражи и не пытают кошек, а сидят по домам.

Помимо боксёрских замашек, каждый подросток остро мечтает о власти. Обладание властью подростку видится так: он сидит в богатом кожаном кресле за дубовым столом, под столом трудится фигуристая секретарша, а перспективы на день — подписать несколько бумажек, наорать по телефону на подчинённого, принять ходока с подношениями и посетить какой-нибудь банкет. О том, что у власти и могущества есть ряд неочевидных сторон, подросток пока не знает. Но знает, что запустив на быстросчётном устройстве какую-нибудь стратегию, можно стать главнокомандующим или олигархом сразу после надписи Loading. Знает, что можно отправлять легионы на смерть, разрушать города и разорять государства безо всякого риска внезапно окончить жизнь с ножом в печени. Что не предадут, не подсидят, не подставят, не застрелят из маузера в подвале. Покуда наш деятель молод и горяч, его имперские амбиции сосредоточены там, где это не представляет опасности для окружающих — в телевизоре или мониторе.

Страдают ли от игрового усердия социальные навыки? Разумеется, да. Вот просиживает малолетний мутант все выходные с контроллером в лапах — вместо забегов в кино или кабак с дружбанами и чувихами. Кто из него вырастет? Есть отличные шансы, что вырастет угрюмый замкнутый тип, зарабатывающий на жизнь посредством торговли предметами в WoW. Окружающий мир ничего не будет знать о мутанте, мутант ничего не будет знать об окружающем мире (кроме разве что гастронома и возможно какого-нибудь душного офиса). Ему не очень нужны будут собутыльники, родственники, семья — ведь всё это отлично заменяется играми. А уж детей ему даже в играх не надо. Благодаря увлечению играми ущербные мальчики меньше общаются с девочками (даже с ущербными), и у них реже рождаются дети с ущербной наследственностью. То бишь, компьютерные игры — это новый фактор естественного отбора. Мальчики, которые раньше просто не доживали до совершеннолетия, теперь нейтрализованы виртуальностью и другими увлекательными хобби. Это по меньшей мере гуманно.

Приветствуются комментарии в стиле "будут свои дети — поймёшь", "а вот я и играю, и на спорт бегаю", "сколько людей, столько и мнений", а также обсуждение личности автора.